Доступная среда

Специально оборудованные учебные кабинетыСовмещенный кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда. В музыкальном зале,предназначенном для проведения массовых мероприятий, в наличии переносная звукоусиливающая аппаратура. 
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяМузыкальный зал,совмещенный кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяНе предусмотрено. Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяСпортивный зал,  спортивная площадка, дорожки здоровья в каждой групповой ячейке
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяВ нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка; музыкальный центр (музыкальный и спортивный залы); 
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организацииОбеспечена возможность беспрепятственного входа в ДОУ и выхода из него.Въезд на территорию асфальтирован, дорожки выложены плиткой. На дверях входа и выхода имеются картинки,содержащие желтый цвет для слабовидящих людей.Обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий. Сменная кресла-коляска не предоставляется.Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения обеспечена при помощи сопровождающего. Возможности самостоятельного передвижения по территории объекта нет. Ступени центрального входа имеют полосы сигнальной разметки желтого цвета. Доступ в здание обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.В настоящий момент состояние доступности ДОУ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оценивается как частично доступное,избирательно для разных категорий инвалидов, а также условно доступное (с дополнительной помощью).В здании имеется отдельный специально оборудованный санузел для инвалидов и лифт.
О специальных условиях питанияПитание в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20″Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».  Питание отвечает физиологическим потребностям растущего организма и способствует  повышению  устойчивости детского организма  к различным неблагоприятным воздействиям. Закупка продуктов питания производится в соответствии с контрактом на поставку продуктов питания. Все продукты имеют санитарно — эпидемиологическое заключение. Не допускаются к приему в МБДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. В детском саду осуществляется сбалансированное четырёхразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностям детей.В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты. Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в бракеражный журнал. В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам, детям, лишенным родительского попечения и детям с туберкулезной интоксикацией питание предоставляется бесплатно.
О специальных условиях охраны здоровьяВ соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников.В детском саду оборудован медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, изолятор,кабинет врача. Медицинский блок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем.Сроки годности и условия хранения соблюдены. Медицинская сестра осуществляет ежедневный контроль за состоянием здоровья детей и организацией питания. МБДОУ сотрудничает с ГБУЗ РК Сакская районная больница. Медицинское обслуживание осуществляется в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала Учреждения. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. С целью снижения заболеваемости в учреждении разработана и активно работает система закаливающих мероприятий. Медико-педагогический контроль организации двигательного режима, методики проведения занятий, организации закаливающих процедур, а так же санитарно — гигиеническое состояние мест проведения спортивных и закаливающих мероприятий, необходимого оборудования осуществляет медицинская сестра, заместитель заведующего по ВМР и заведующий учреждением.Созданы медико-гигиенические условия: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом и диспансеризации. Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.В ДОУ дети инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются совместно с воспитанниками без нарушения здоровья по Адаптированной образовательной программе и индивидуальным образовательным маршрутам. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ.
О доступе к  информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяДоступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям имеют только работники ДОУ. В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада — версия для слабовидящих.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровьяСамостоятельный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  воспитанники ДОУ не имеют, специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ — нет.Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияВ нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка; музыкальные центры (музыкальный и спортивный зал); телевизоры (в каждой возрастной группе,кроме ясельной).  Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернатНаличие общежития, интерната для инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрено.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяНаличие приспособленных жилых помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрено.


Паспорт доступности: http://www.altin-lale.ru/wp-content/uploads/2021/03/паспорт-доступности-ляле-1.pdf

Инклюзивное дошкольное образование

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность    учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность», с франц. языка inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю , общим словом — включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях.Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

                                     Вопросы и ответы:

                             На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России:  Федеральном законе  Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе  от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в  иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Правила инклюзивного образовательного учреждения

  • Все воспитанники равны в детском сообществе.
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :

Специфические задачи:

  • квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
  • интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ

Цели и задачи — система задач трех уровней:

  • коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
  • профилактический — предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
  •  развивающий — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Основные принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  •  Каждый человек способен чувствовать и думать.
  •  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  •  Все люди нуждаются друг в друге.
  •  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  •  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  •  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  •  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе

  • Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии )
  • Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели
  •  Реализация рекомендаций консилиума
  •  Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ

  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы — беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе.
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка.
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.

  • Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ;
  • Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности;
  • Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
  • Индивидуальная программа обучения (ИПО);
  • Компетентный подход и инклюзивное образование.
  • Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме; Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
  • Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы;
  • Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
  • Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования

с детьми:

беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры , индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде(свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляциии самообслуживания;

с родителями:

тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии;

с педагогами:

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;

детско-родительские группы:

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.